Встреча президентов университетов, организованная SDSN ООН
13 мая 2024 года Сеть ООН по поиску решений в области устойчивого развития (SDSN), возглавляемая проф. Джеффри Д. Сакс организовал виртуальную встречу ректоров университетов из Европы, Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, чтобы обсудить роль своих университетов в поддержке устойчивого развития.
От имени Назарбаев университета проректор д-р Илесанми Адесида выступила с речью, в которой подчеркнула роль Национального университета и SDSN Казахстана в поддержке развития устойчивого развития в Казахстане.
Руководители университетов со всего мира выступили с заявлением в поддержку Саммита будущего, который состоится 22-23 сентября 2024 года в Нью-Йорке. С полным текстом заявления можно ознакомиться ниже:
Мы, руководители университетов со всего мира, объединены в поддержке Целей устойчивого развития и обязуемся оказывать поддержку правительствам, предприятиям и гражданскому обществу в достижении этих целей. Как члены Сети ООН по поиску решений в области устойчивого развития (SDSN), мы публикуем это заявление, чтобы поддержать государства - члены ООН в их подготовке к Саммиту будущего (SOTF).
SDSN была создана в 2012 году под эгидой Генерального секретаря ООН, чтобы помочь правительствам обнародовать ЦУР и затем достичь их посредством образования молодежи, научных исследований, внедрения технических и институциональных инноваций, работы с обществом и активной работы с правительством, бизнесом и другими заинтересованными сторонами. SDSN объединяет около 2000 организаций-членов в более чем 140 странах. Академия ЦУР предлагает бесплатные университетские онлайн-курсы и другие учебные материалы по целому ряду областей и тем устойчивого развития. SDSN стремится поддерживать ООН в ее жизненно важных усилиях по обеспечению мира, прав человека и устойчивого развития.
ЦУР представляют собой уникальную и убедительную основу для достижения устойчивого развития во всех частях света и обеспечения того, чтобы никто не был забыт. Мы с удовлетворением отмечаем, что правительства во всем мире стремятся к достижению ЦУР, о чем свидетельствует тот факт, что 188 из 193 государств - членов ООН представили Добровольные национальные обзоры на Политическом форуме высокого уровня.
Тем не менее, для достижения ЦУР необходимы ускоренные действия на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. На сегодняшний день прогресс идет слишком медленными темпами. Это является результатом серьезных потрясений, произошедших в мировой экономике в последние годы, включая пандемию, войны и геополитическую напряженность, а также неадекватности Глобальной финансовой архитектуры (GFA), которая направляет недостаточно высококачественное финансирование странам с формирующейся рыночной экономикой и развивающимся странам. Тем не менее, концепция достижения ЦУР оказывается бесценной для правительств, бизнеса и гражданского общества. По этой причине мы считаем, что на Саммите будущего правительства стран мира должны продлить мандат рамочной программы ЦУР до 2050 года, включив в нее обновленные амбициозные этапы и количественно определенные цели.
Со своей стороны, как руководители университетов, мы обещаем, что наши университеты будут продолжать прилагать все возможные усилия для поддержки ЦУР, Парижского соглашения по климату, Куньмин-Монреальской рамочной программы по сохранению биоразнообразия и других согласованных на глобальном уровне целей устойчивого развития. Мы твердо верим, что университеты несут уникальную ответственность и играют ключевую роль в оказании помощи нашим обществам в переходе к устойчивому развитию в ближайшие годы.
Мы подчеркиваем ключевую роль университетов.
Во-первых, в современной глобальной экономике, основанной на знаниях, высшее образование является необходимым условием экономического успеха. Успешные экономики, способные поддерживать высокий уровень жизни и быть в авангарде быстро развивающихся технологий, должны обеспечивать получение значительной частью молодежи высшего образования. Более того, квалифицированные учителя для начальных и средних школ также являются продуктом университетов и играют жизненно важную роль в привитии духа устойчивого развития и навыков будущим лидерам наших обществ.
Во-вторых, университеты уникальным образом объединяют опыт, охватывающий естественные, инженерные, социальные, поведенческие и гуманитарные науки, для решения задач устойчивого развития, включая искоренение крайней нищеты, социальную справедливость для всех и успешную борьбу за безопасный климат и защиту биоразнообразия. Эта междисциплинарная сила поддерживает инновационные и передовые решения сложных задач, связанных с достижением ЦУР.
В-третьих, университеты проводят инклюзивные, междисциплинарные исследования, направленные на решение проблем, связанных с достижением экономических, социальных и экологических целей устойчивого развития, и способны учитывать специфические национальные условия, касающиеся культуры, демографии, моделей развития, физической географии, геополитики и глобальных изменений.
В-четвертых, университеты являются важными организаторами долгосрочного подхода к устойчивому развитию с участием многих заинтересованных сторон для правительств, бизнеса и гражданского общества. Немногие другие институты в обществе имеют такие тесные и заслуживающие доверия связи со всеми основными заинтересованными сторонами и обладают потенциалом, полномочиями и возможностью рассматривать социальные преобразования в долгосрочной перспективе.
В-пятых, университеты являются важными и эффективными инкубаторами для инноваций и бизнеса в частном и гражданском секторах. Передовые новые отрасли промышленности, и особенно стартапы по всему миру, расположены рядом с университетами.
В-шестых, университеты глобально взаимосвязаны, благодаря широкому сотрудничеству ученых, совместным образовательным программам и студенческим сетям. Университеты, располагающие богатыми ресурсами, сотрудничают с университетами, испытывающими нехватку ресурсов, и поддерживают их, и могут сделать больше.
В-седьмых, университеты каждой страны связывают нацию с научными кругами во всех частях мира, а также помогают поддерживать взаимосвязь национальной экономики и культуры.
В-восьмых, университеты помогают поддерживать связь своих стран с передовыми достижениями в области науки, техники и культуры в других частях мира, а также способствуют открытости науки и доступу всех стран к передовым знаниям и технологиям.
Как руководители университетов, мы обязуемся внести свой вклад в использование этих уникальных функций и обязанностей университетов от имени наших стран и мирового сообщества. Мы также обязуемся делать больше для вовлечения мировоззрений и систем знаний коренных народов в процесс устойчивого развития и для создания пространства для различных в культурном отношении способов решения проблем устойчивого развития и использования возможностей нашего сегодняшнего мира.
В частности, по случаю Саммита будущего мы обязуемся внести свой вклад в следующие области:
Разработать новые образовательные программы, включая программы получения дипломов и программы профессиональной сертификации, для обучения наших студентов основным задачам устойчивого развития, включая эффективные меры по борьбе с изменением климата;
Содействовать междисциплинарному образованию и научным исследованиям для поиска решений основных проблем устойчивого развития;
Тесно сотрудничайте с правительствами на всех уровнях – местном, субнациональном, национальном и региональном - с целью разработки новых, смелых и научно обоснованных стратегий для достижения ЦУР во всех их аспектах: экономическое благополучие, социальная интеграция, экологическая устойчивость, глобальный мир и сотрудничество;
Тесно сотрудничайте с деловыми кругами и предпринимателями для создания новых стартапов, которые могут продвигать технологические решения для национальной экономики и достижения ЦУР.;
Работайте с коренными народами, чтобы мобилизовать их системы знаний, экспертные знания и мировоззрение для выработки подходов к образованию, исследованиям и разработке политики;
Стремитесь сделать наши собственные кампусы полностью устойчивыми, переходя на возобновляемые источники энергии, экономику замкнутого цикла, эффективность использования ресурсов и защиту биоразнообразия;
Используйте новые онлайн-технологии для расширения предоставления качественного образования и обеспечения более широкого доступа населения, а также для повышения качества обучения на местах в наших кампусах.;
Сотрудничайте с университетами по всему миру через Сеть UN Sustainable Development Solutions Network и другие организации сотрудничества и сети, содействуя обмену преподавателями и студентами, совместным программам, инновационным учебным планам, открытой науке и практической поддержке, что полезно для университетов в условиях нехватки ресурсов.
Содействовать инновациям и передаче технологий, включая "зеленые" технологии, для улучшения перспектив успешного перехода к энергосистемам с нулевым потреблением энергии;
Тесно сотрудничать с правительствами и SDSN для повышения эффективности научных исследований в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах.
Тесно сотрудничайте с SDSN в разработке студенческих программ, направленных на укрепление мира, признание культурного разнообразия и содействие предотвращению и разрешению конфликтов в период повышенной геополитической напряженности.
Сегодня мир жаждет решений, которые позволили бы положить конец войнам, искоренить нищету и голод, покончить с социальной изоляцией и обеспечить экологическую устойчивость. Сообщество наций должно быть на высоте положения, чтобы дать надежду, поддержку и практические пути к будущему, которого мы хотим. Университеты по всему миру обещают внести свой вклад. Приверженность нашему общему глобальному дому, а также молодежи всего мира и будущим поколениям лежит в основе нашей цели и роли..