News_EN

Запуск SDSN Казахстан

Сеть решений в области устойчивого развития (SDSN) в Казахстане была официально запущена 8 июня 2022 года на базе Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета. Мероприятие было поддержано учеными и исследовательскими институтами в ходе круглых столов с участием представителей SDSN в Казахстане. Первая часть презентации включала в себя основные выступления г-на Шигео Катсу (президент Назарбаев университета, председатель SDSN в Казахстане), профессор Джеффри Сакс (президент SDSN), профессор Ву Винг Тай (вице-президент SDSN в Азии и глава офиса SDSN в Куала-Лумпуре) и г-н Руслан Султанов (председатель правления Института экономических исследований (ERI).

Г-н Шигео Катсу выступил инициатором открытия SDSN в Казахстане. Он тепло поприветствовал восемнадцать членов SDSN в Казахстане и подчеркнул важность Целей устойчивого развития (ЦУР) в Казахстане. Он отметил, что “SDSN, как следует из названия, является сетью поддержки ЦУР”. Г-н Шигео Катсу сказал, что ЦУР по-прежнему играют важную роль даже во времена высокой неопределенности и турбулентности, таких как COVID-19, последующий кризис и потрясения, а также недавняя напряженность в России и Украине.
Профессор Джеффри Сакс подчеркнул важность SDSN в продвижении устойчивых образовательных и исследовательских практик в Казахстане: “Это прекрасный стимул для глобальной сети университетов по всему миру сыграть свою роль в это трудное время”. Помимо своей приветственной речи, он также выступил с презентацией, в которой рассказал о важнейших проблемах в различных областях Казахстана, таких как сельское хозяйство, образование, экономическое развитие и энергетика.
Professor Woo Wing Thye congratulated Nazarbayev University for hosting SDSN Kazakhstan. Prof. Woo placed high attention on SDG17, especially on partnerships for promoting sustainable education and research, “Partnerships among educational institutions is very crucial in achieving SDGs.”
Г-н Руслан Султанов из Института экономических исследований (ERI) также подчеркнул, что партнерские отношения играют важную роль в содействии устойчивому развитию, особенно в Казахстане. В ходе своего выступления он представил информацию о ERI и его деятельности по достижению ЦУР, а также о других областях исследований, таких как макроэкономика, региональное развитие и предпринимательство. Он также отметил, что ERI активно сотрудничает с заинтересованными сторонами, такими как министерства Казахстана и международные организации (ПРООН, ФАО и т.д.). “Необходимо наладить тесное сотрудничество для достижения устойчивого развития в постпандемическом мире”.
Вторая часть мероприятия была посвящена открытой панельной дискуссии, основанной на трех тематических приоритетах, связанных с "Образованием (ЦУР 4) и партнерствами (ЦУР 17)", "Землями (ЦУР 15), водой (ЦУР 6) и сообществами (ЦУР 11)" и "Энергетикой (ЦУР 7) и климата (ЦУР 13)". В дискуссии приняли участие представители семи университетов: Университета Нархоз (модератор); Алматинского университета энергетики и телекоммуникаций (АУЭС); Атырауского государственного университета (АГУ); Университета Сулеймана Демиреля (SDU); Казахского агротехнического университета имени Сакена Сейфуллина (КАУ); М. Университет КАЗГЮУ им. Нарикбаева, Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ, онлайн); а также одна международная неправительственная организация "Коалиция за "зеленую" экономику и развитие G-Global"; и одна ассоциация "Сохранение биоразнообразия Казахстана" (ACBK). Ведущий попросил каждого участника ответить на различные вопросы и привести примеры того, как мероприятия, связанные с ЦУР, осуществляются в их университетах/НПО/ассоциациях.
1) "Образование (ЦУР 4) в настоящее время приобретает важное значение для устойчивого роста".

Первая сессия включала в себя три вопроса, связанных с образованием, внедрением ЦУР в систему образования и продвижением лучших образовательных практик. Представитель КАЗГЮУ им. М. Нарикбаева поделилась своим опытом, заявив, что необходимо вовлекать студентов и повышать их социальную ответственность. Социальная ответственность важна для общества и должна быть интегрирована в систему образования. Координатор G-Global отметил, что партнерство с университетами также играет важную роль в реализации ЦУР в сфере высшего образования. Представитель Атырауского государственного университета указал на существенные проблемы, связанные с возможностями трудоустройства выпускников. Ключевая проблема заключается в том, что высокие зарплаты заставляют абитуриентов выбирать специальности в университетах, которые не совпадают с их истинными желаниями. Это создает существенное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы среди недавних выпускников на рынке труда. Было также упомянуто, что существуют значительные проблемы, связанные с работой преподавателей и профессорско-преподавательского состава в университетах. Основной проблемой является низкая заработная плата, которая ниже, чем в других соответствующих профессиях в государственном и корпоративном секторах. Существует также проблема мотивации, поскольку Министерство образования часто определяет общую эффективность работы университета. Было предложено мотивировать преподавателей и профессорско-преподавательский состав за счет повышения заработной платы и обеспечения профессионального роста, например, с помощью государственной программы "Болашак".
Представитель Казахского агротехнического университета подчеркнул, что у них есть департамент карьерных услуг, который стремится наладить прочные отношения с работодателями. Также был упомянут международный опыт, например, партнерство с университетами Германии и Франции. Было отмечено, что местные, региональные и международные университеты-партнеры являются важной частью устойчивого развития любого университета с точки зрения программ стажировок и обмена. Эти возможности позволяют получить теоретические знания и практические навыки. Представитель КазГЮУ также добавил, что необходимо как можно скорее начать трудовую деятельность, такую как стажировки и работа на неполный рабочий день. Например, студенты КазГЮУ обычно начинают свою трудовую деятельность на 2-м курсе. Карьерный центр университета следит за тем, довольны ли студенты условиями стажировки, а также предоставляет им различные предложения о работе.

Участник из Университета Нархоз отметил важность стратегического развития любого университета, которое должно включать стратегические (на уровне университета), тактические (на уровне факультета) и оперативные планы (на уровне кафедры). Все органы управления, включая высшие, средние и оперативные структуры любого университета, должны быть вовлечены в совершенствование образовательной практики.
2) "Вода (ЦУР 6), земля (ЦУР 15) и сообщества (ЦУР 11) имеют жизненно важное значение для устойчивого развития".

Вторая часть панельной сессии включала вопросы, разделенные на две группы: "Вода и сообщества" и "Земля и сообщества". Что касается вопросов "Вода и сообщества", то два аспекта были связаны с качеством питьевой воды и разработкой политики в области охраны окружающей среды. Представитель G-Global прокомментировал проблемы питьевой воды, приведя в пример озелененные сельские районы, такие как Арнасай, "СтопМусор" (Остановка отходов) и Всемирный день уборки. Что касается пресной воды, то участник G-Global предложил установить фильтры для очистки воды, использовать водосберегающие технологии, очищать дождевую воду и модернизировать уже используемые системы очистки воды. Делегат из Университета Сулеймана Демиреля также привел в пример SDU, который использует свои скважины с пресной водой. Вода из этих источников была немедленно использована в университетской столовой.

Для обсуждения "Земля и сообщества" были подняты три вопроса, которые были направлены на выявление стратегий уменьшения засухи и ее последствий, вопросов устойчивого землепользования и сокращения неравенства между городским и сельским населением в области образования, здравоохранения и возможностей трудоустройства. Сотрудник Атырауского государственного университета (АГУ) обратил внимание на серьезную проблему засухи в Казахстане. По данным АГУ, 60% земель Казахстана уже находятся в процессе активного опустынивания. Одной из основных проблем является Аральское море и Атырауская область, которые в основном страдают от животноводства и добычи нефти. Континентальный климат и погодные условия также способствуют обезлесению и опустыниванию земель. В результате, эти факторы повышают засоленность почвы и снижают эффективность селекции растений. Для решения подобных проблем участник ASU предложил использовать дренажные системы, которые имеют решающее значение не только для Атырау, но и для Кызылординской области. Представитель Казахского агротехнического университета поделилась своим мнением о нерациональной практике землепользования в стране. С неэффективным управлением землепользованием связано несколько проблем, таких как устаревшая техника и оборудование и низкая квалификация фермеров. Такие препятствия приводят к неэффективному использованию земли с точки зрения ее охраны и сохраняющих практик. В докладе также отмечается неэффективность государственного вмешательства, слабая ответственность и осведомленность о землепользовании. Упоминается, что правительство должно взять на себя ведущую роль в продвижении и мониторинге устойчивого управления земельными ресурсами.
Участник из организации по сохранению биоразнообразия Казахстана (ACBK) привел пример несоответствия между практикой землепользования и охраны природы. Представитель КазГЮУ подчеркнул важность ответственности граждан в продвижении устойчивого управления земельными ресурсами. Сотрудник Университета Нархоз поддержал идеи делегата Казахского агротехнического университета и добавил, что важно иметь нормативную базу и надлежащим образом выполнять законы и правовые требования, особенно в районах, где процесс опустынивания расширяется. Наконец, представитель Университета Сулеймана Демиреля (SDU) поделилась своим мнением о неравенстве. SDU предоставляет возможности трудоустройства местным сообществам и отметила, что уделяется внимание найму технического и административного персонала из пригородных и сельских районов SDU. Студентам рекомендуется покупать товары в местных магазинах и поддерживать местный рынок. Важно отметить, что библиотека открыта для студентов, сотрудников университета и широкой общественности из местных сообществ и районов. Выпускники университета помогают и поддерживают социально незащищенную группу населения региона.
3) "Настало время пересмотреть традиционную энергетическую политику (ЦУР 7) и позаботиться об изменении климата (ЦУР 13)"

Что касается дискуссии "Энергетика и климат", то были обсуждены несколько вопросов, связанных с Парижским соглашением, выбросами углекислого газа и устойчивыми климатическими решениями. Делегат Алматинского университета энергетики и телекоммуникаций (АУЭС) заявил, что необходимо использовать весь потенциал образования и научных исследований. Как отметил представитель AUES, университеты могут выступать в качестве модераторов, предлагать идеи и делиться своим опытом. Например, исследователи AUES подготовили монографию, посвященную декарбонизации добывающих отраслей в Казахстане. Исследование охватывало значительные проблемы, связанные с использованием традиционных источников энергии, и возможности использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, таких как солнечная, ветровая и гидроэнергетика. Делегат AUES также отметил важность разработки водорода в качестве источника энергии.

Поскольку потребление энергии значительно растет, в Казахстане планируется увеличить производство энергии в 1,5 раза. Для достижения этой цели международное сотрудничество должно рассматриваться как приоритетное направление. Одним из примеров такого международного сотрудничества является казахстанско-шведское соглашение, предусматривающее производство 2 миллионов тонн "зеленого" водорода. В настоящее время AUES реализует различные инициативы, такие как создание и развитие образовательных программ, связанных с альтернативными источниками энергии. Также планируется открыть центр по подготовке специалистов в области управления возобновляемыми источниками энергии. Координатор AUES предложил сотрудничать с другими университетами для продвижения и внедрения использования альтернативных источников энергии. Поскольку AUES считается университетом, специализирующимся на энергетике, он также уделяет особое внимание внедрению лучших практик в области энергоэффективности, например, промышленных решений. Однако было отмечено, что внедрение энергоэффективных решений и методов обезуглероживания по-прежнему является экономически сложной задачей.
Помимо AS, делегат из Казахстанско-Британского технического университета (КБТУ) также активно продвигает энергоэффективные решения. КБТУ проводит важные образовательные и исследовательские мероприятия по расширению использования возобновляемых источников энергии. Одна из них - лаборатории, которые были созданы для разработки солнечных батарей. Как отметил координатор AsK BTU, правительство и промышленность должны тесно сотрудничать для достижения поставленных целей. Например, КБТУ планирует участвовать в мероприятиях, организованных Казахстанской ассоциацией организаций производителей нефти, газа и энергии (KazEnergy), связанных с углеродной нейтральностью, и распространять информацию о важной роли университетов и научных исследований в достижении ЦУР 7 ("Доступная и чистая энергия") и ЦУР 13 ("Действия в области изменения климата’).
4) "Партнерские отношения (ЦУР 17) необходимы для устойчивого развития’

Наконец, было затронуто несколько вопросов, касающихся ЦУР, связанных с партнерством. В ходе этой дискуссии делегаты КазГЮУ и G-Global поделились различными мнениями о наиболее значимых ЦУР для образования и научных исследований, а также о вовлечении других заинтересованных сторон в достижение целевых целей в области устойчивого развития. Координатор КазГЮУ отметил важность ЦУР 4 ("Качественное образование") и 5 ("Гендерное равенство") как наиболее важных. Что касается ЦУР 4, представитель КазГЮУ сказал, что необходимо повышать качество образования с точки зрения педагогических и психологических подходов, а также применять и передавать лучшие международные практики. Что касается ЦУР 5, представитель КазГЮУ также подчеркнул важность гендерных вопросов там, где необходимо сбалансировать гендерное равенство, особенно в системах образования. Например, КазГЮУ пытается сбалансировать гендерное равенство, увеличив число студенток до 65% во всем университете. Представитель G-Global также отметил, что ЦУР17 ("Партнерство во имя достижения целей") является одним из важнейших показателей среди ЦУР. G-Global представила пример подготовки 17 послов, которые способствовали внедрению 17 ЦУР как в государственных, так и в частных организациях по всему Казахстану.
Мероприятие вызвало несколько вопросов и комментариев у аудитории. Один вопрос был связан с измерением реализации ЦУР и ключевых показателей эффективности (KPI). Представитель КазГЮУ ответил на этот вопрос, отметив важность постановки университетами измеримых целей в области образования и научных исследований. Наконец, сотрудник Университета Нархоз также поддержал эту точку зрения и подчеркнул важность наличия местных индикаторов и индексов. Представитель Института экономических исследований (ERI) прокомментировал мониторинг реализации ЦУР в Казахстане. По словам ЭРИКА, существует 262 национальных показателя, из которых 82 являются критическими и требуют тщательного мониторинга. Тем не менее, в докладе также подчеркивается необходимость надлежащего измерения и отчетности по внедрению ЦУР в Казахстане.
RU